Помпы и насосы

Помпы и насосы

НАДУВНЫЕ ЛОДКИ: КАК НАС НАДУВАЮТ
Что главное в надувной лодке?! Вопрос интересный и провокационный. Действительно —  ну ЧТО может быть самое главное в этом типе маломерных судов. Профессионал сразу подумает про ткань ПВХ, из которой их делают, любитель — про двигатель или  про  дополнительное оборудование ну а реакция новичка вообще не предсказуема  - тут место для фантазии будет от киля до клотика. Чтобы не мучится скажем сразу, главное в надувной лодке — это насос. Да — тот самый насос, которым накачивают надувную лодку. Или доводят её до рабочего давления — кому как больше нравится. И действительно — на надувной лодке можно плавать без весел, без мотора, без сидений. Можно даже плавать без входящих в комплект пайол или другого типа пола, предусмотренного конструкцией конкретной  модели. Можно  даже плавать с одним полностью спущенным баллоном. На такой лодке всё равно можно плавать. Но всё это возможно лишь при одном условии — если у Вас есть насос, которым можно эту лодку надуть. Вот и получается, что  насос — это самая главная и незаменимая вещь в любой, самой простой или самой современной надувной лодке! 
Насос, или помпа обязательно входит в комплект к любой надувной лодке. Как правило, это хорошо знакомая всем, кто хоть раз покупал или использовал такую лодку помпа - «лягушка», приводимая в действие мускульной силой человека. Или говоря простым языком — на неё нужно многократно нажимать ногой до тех пор, пока баллоны лодки не накачаются до рабочего давления. Процесс это долгий и утомительный, особенно когда речь идет о накачивании лодок большого размера. Да и вообще, в наш век цифровых технологий и космических аппаратов любая физическая работа воспринимается не иначе как личное оскорбление, так что пытливый и склонный к лени человеческий ум придумал, как облегчить себе и эту работу. В связи с чем на полках наших магазинов всегда можно найти электронасосы, предназначенные для быстрой и не требующей каких-либо физических усилий накачки лодок ПВХ. 
Для того, чтобы сравнить разные типы и виды насосов мы в «Лодках-Питер» решили провести небольшой тест. Жертвой наших экспериментов стала надувная лодка «Форт 220», имеющая два практически одинаковых  баллона которая и была использована в качестве эталонного образца. Мы произвели несколько циклов накачки — сдутия с помощью самых популярных по итогам продаж насосов и делимся полученными результатами. 
Основным параметром стало затраченное время, за которое баллоны надувной лодки были накачаны до рабочего состояния. В тесте принимали участие три электронасоса и три механические помпы, приводимые в действие мускульной силой. И нужно сразу оговорится, что результаты стали для нас полной неожиданностью.
Шестое место:

Итак, самый медленный результат показал портативный электронасос  Bravo MB 80/12 A. 
Это производимый итальянской фирмой BRAVO  электрический центробежный насос, обеспечивающий по паспорту максимальное давление до 80 мбар и производительностью до 700 л/мин. Требуемое напряжение для его работы – 12 Вольт. Общее время, за которое была накачана лодка, составило 4 минуты 25 секунд. Причем 32 секунды ушло на то, чтобы довести давление лодки до рабочего в обоих баллонов с помощью входящей в комплект к лодке помпы-лягушки. Дело в том, что этот чем-то напоминающий ракушку электронасос изначально предназначен только для наполнения воздухом объема баллонов, а не для накачки полного цикла. Не смотря на скромный результат этот насос можно и нужно  посоветовать для приобретения. Он хорошо подойдет для тех, кто использует лодки среднего размера в качестве вспомогательного средства для нагнетания объема воздуха в баллон лодки, который в противном случае придется качать вручную. Так же эти насосы идут с двумя видами разъемов для подключения к источнику электрического питания – зажимы для клемм аккумулятора или штекер автомобильного прикуривателя. 
Достоинства: небольшой размер, возможность подключаться к разъему прикуривателя автомобиля, небольшая цена
Недостатки: невозможно довести давление до рабочего — приходится добивать вручную с помощью механической помпы.

Пятое место:

Пятое место из шести досталось электронасосу MARLIN GP-80B. 
Это 100% китаец по происхождению, но относящийся к категории «промышленного» Китая – сделан качественно, добротно и даже с претензией на элегантность. Время накачивания им лодки составило  3 минуты 42 секунды. Эта модель имеет встроенный аккумулятор емкостью 7 Ач, что теоретически делает его независимым от внешних источников питания. Ручной регулятор давления, производительность 500 л/мин и два режима работы – центробежный насос служит для быстрого нагнетания объема воздуха и встроенный компрессор для достижения заданного давления. Так же с его помощью можно выкачивать воздух из баллонов лодки. Удобство использования этого, да и вообще подобных насосов состоит в том, что можно выставить давление, вставить разъем в клапан лодки, а дальше они (насосы) всё сделают сами. Сами накачают объем, сами доведут давление до нормы и сами выключатся. Останется только переставить шланг насоса в клапан другого баллона и снова нажать кнопку «Пуск». Но при режиме откачки воздуха автоматическое выключение не срабатывает.  Кстати о самой процедуре накачки – при работе MARLIN GP-80B издает очень интересные звуки. В режиме центробежного насоса это похоже на смесь звука от работы двигателя Lamborghini и пылесоса. Зато в режиме компрессора из него раздается треск и грохот, как будто в лесу одновременно стучит сотня дятлов. Как показал наш опыт эксплуатации этого насоса в магазинах, в среднем встроенного аккумулятора хватает на три полных цикла накачки – сдутия надувной лодки размером 340 см. При этом время зарядки батареи составляет 24 часа. 

Достоинства: удобство использования, техника достаточно надежная – за год  торговли ими в магазинах сети «Лодки-Питер» не было ни одного случая возврата по гарантии. 

Недостатки: в связи с увеличением курса валют его цена увеличилась, но за комфорт нужно платить. 


Четвертое место:

Четвертое место досталось так же электронасосу BRAVO BTP 12 HPP. 
Время накачивания им лодки составило 3 минуты 38 секунд. Технические характеристики этого насоса и особенности использования очень похожи на MARLIN, но есть и отличия. Максимальная производительность в центробежном режиме (наполнение объема баллона) - 450 л/мин в режиме компрессора (нагнетание давления) - 160 л/мин. Эта модель имеет встроенный аналоговый манометр, на диске которого с помощью риски можно установить нужное давление, по достижению которого насос выключается автоматически, а так же режим откачки воздуха с ручным отключением. В линейке электронасосов BRAVO есть несколько похожих моделей с аббревиатурами BTP и BST.
Основные отличия проявляются в том, что ВТР имеют аналоговый манометр и усиленный армированный шланг с резьбовой фиксацией к корпусу насоса. BST – ручной регулятор давления без манометра и обычный шланг. В линейке производителя есть модель со встроенным аккумулятором, остальные же (в том числе и рассматриваемый нами) получают электропитание напряжением 12 Вольт от внешних источников, для чего снабжены зажимами для клемм. Подключение к автомобильному  прикуривателю штатно не предусмотрено, но большинство пользователей  переделывают их самостоятельно. 

Достоинства: проверенное качество и удобство использования.

Недостатки: Bravo – итальянская компания со всеми вытекающими из сегодняшних реалий последствиями по ограничению импорта товаров из еврозоны и курсом валюты. 

Третье место:

Почетное третье место занял механический насос BRAVO 7.
Время накачивания лодки этим насосом составило 3 минуты 24 секунды.
Эта помпа имеет рабочий объем 5 литров и уже давно и хорошо зарекомендовала себя среди российских владельцев надувных лодок ПВХ. Настолько хорошо, что многие отечественные производители надувных лодок даже комплектуют ими свои изделия. Так что более подробно останавливаться на ней не имеет смысла. Единственное, что следует сюда добавить – это то, что к помпам данного типа вообще применительно понятие расходного материала, так как средний срок их службы редко превышает 1-2 сезона. 

Достоинства: давно и хорошо известна российским владельцам надувных лодок. 

Недостатки: пластик, из которого сделаны крышки этой помпы боится низких температур и если работа с ней происходит при температуре до +10 - 12 градусов очень часто ломается. Так же поломка пластиковых крышек этих помп наблюдается, если под ней оказался какой-нибудь твердый предмет типа камня. Ну и опять – товар импортный со всеми вытекающими… И если раньше цена на них была более чем приемлемая, то в связи с современными реалиями выросла в разы. 


Второе место:

По – хорошему, оно должно быть первым, но об этом ниже.
Итак, второе место заняла механическая помпа отечественного производства «NIKA». Время накачки лодки составило 2 минуты 45 секунд. Помпы этой марки появились относительно недавно, поэтому статистики по их использованию пока что нет. Рабочий объем «Ники» составляет те же 5 литров, что и у BRAVO 7, да и внешне они очень похожи. Но есть и отличия. Так, по заверениям производителя крышки помпы выполнены из упрочненного стеклопластиком полиамида, что по идее должно положительно сказаться на их прочности и избежать проблем, связанных с использованием рассмотренной выше BRAVO 7. И действительно – даже по внешнему виду заметно, что они более плотные. Ну и конечно же главным достоинством этой помпы является её цена – на сегодняшний день самая низкая среди всех аналогичных предложений и сопоставимая с докризисной. 

Достоинства: низкая цена, хорошие рабочие характеристики (по результатам теста).

Недостатки: не выявлено

Первое место:

Итак - победитель в номинации «Самая Быстрая Помпа»! К нашему удивлению, им стал ручной механический насос BRAVO 4 SH. 
Время, затраченное на накачивание надувной лодки «Форт 220» составило 2 минуты 26 секунд, что является абсолютным лидером среди всех остальных испытанных насосов. Но какой ценой далась нам эта победа! Из всех представленных образцов именно этот заслужил так же победу в номинации «Самая Неудобная Помпа»! Качать им приходится руками в неудобном полусогнутом состоянии и ещё не успел до конца накачаться первый баллон, а руки и спину оператора уже ломит немилосердно. К концу процедуры пот  льется градом, а окружающий мир видится во всей красе 50-ти оттенков серого. Наше мнение - это даже не насос, а тренажер для культуриста или средство наказания нашкодившего товарища, оказавшегося с вами в одной лодке. Но это всё личные ощущения и соображения – факт самой быстрой работы и производительности на лицо. Хотя технические характеристики этого насоса более чем скромные – рабочий объем составляет всего лишь 1.5 литра (правда, накачка идет при ходе поршня как вниз, так и вверх).   

Достоинства: самая быстрая работа, небольшой размер, простая и надежная конструкция, относительно низкая цена.

Недостатки: очень неудобный.

Сводная таблица результатов испытаний:

Марка

Время мин.

Удобство/Надежность/Практичность

Тип

Страна изготовитель / производство

Цена

BRAVO 4 SH

2.26

- / + / на любителя

Механический ручной

Италия / Китай

800 руб.

NIKA

2.45

+ / нет данных / +

Механический ножной

Россия / Россия

600 руб.

BRAVO 7

3.24

+ / часто ломаются крышки / +

Механический ножной

Италия / Китай

1100 руб.

BRAVO BTP 12

3.38

+ / + / +

Электрический

Италия / Китай

7900 руб.

MARLIN GP-80B

3.42

+ / нет данных / +

Электрический

Китай / Китай

8980 руб.

BRAVO MB 80/12 A

4.25

+ / + / требуется докачка механической помпой

Электрический

Италия / Китай

1200 руб.



Подводя итог нашему небольшому исследованию можно сделать следующие выводы и обобщения.
Электронасосы  BRAVO BTP 12 и MARLIN GP-80B и им подобные -  это специалисты самого широкого профиля, позволяющие их владельцам забыть о проблеме накачки лодки раз и навсегда. И единственная сложность в накачке лодки будет в перестановке шланга от клапана к клапану. Но за комфорт нужно платить – стоят они недешево. Кстати, на эти насосы действует гарантия, а их послегарантийный ремонт можно произвести в сервис-центре «Лодки-Питер»
Электронасос  BRAVO MB 80/12 A не смотря на скромные показатели, продемонстрированные на испытаниях – очень удобная и нужная штука, которая позволяет существенно снизить нагрузку при накачке лодки. Ведь основные усилия и время приходится тратить как раз на наполнение воздухом объема баллонов, а не на нагнетание давления. Такая мини-помпа очень хорошо подойдет для владельцев лодок среднего и большого размера. А более чем адекватная цена делает её весьма хорошим дополнением к любой надувной лодке.
Механические ножные помпы NIKA и BRAVO 7 – это классика, хорошо знакомая всем владельцам надувных лодок ПВХ. Но как показывает опыт и практика – редко когда срок их службы превышает 1-2 года, так что к таким помпам нужно изначально относится как к расходному материалу и периодически менять на новые. Конечно, эти две модели и фирмы - изготовители не являются единственным предложением. Некоторые производители надувных лодок комплектуют их насосами собственного производства или другими сторонними производителями, но на наш взгляд именно эти – самые удачные. 
Ручной насос BRAVO 4 SH – это простая, надежная и, как показали наши испытания – эффективная конструкция. И это не смотря на все трудности, связанные с его использованием. По крайней мере – именно его можно рекомендовать как дежурный запасной вариант «на черный день». Пусть им неудобно пользоваться, но – электронасос и ножная помпа могут подвести в самый ответственный момент (как и любая техника). И хорошо – если такой насос вдруг случайно окажется в загашнике – тогда выход на воду будет спасен. Тем более это актуально при его относительно невысокой стоимости. 
И последнее: выбирая насос для своей надувной лодки необходимо обратить внимание на воздушные клапана. Дело в том, что производители лодок и насосов пока что не пришли к общей унификации своих изделий, поэтому штуцер насоса может не подойти к  клапану на лодке. Но эту проблему можно легко решить, приобретая комплект переходников к штуцерам насоса. Стоят они сущие копейки, зато приобретая их вы будете защищены от возможных неприятностей, связанных с унификацией. Так же важно знать, что шланги на помпах имеют свойство очень быстро изнашиваться, так что при покупке новой помпы будет не лишним докупить запасной шланг.   


 Лодки-Питер

← Предыдущая статья Следующая статья →