Минимальный размер - 280

Минимальный размер - 280

Думаю, что каждый водномоторник хоть раз в жизни задавался вопросом – какая длина лодки является оптимальной? И хоть давно известна аксиома, что чем лодка больше – тем она лучше, практика показывает, что в реальной жизни все не так просто и однозначно. 
Особенно это показательно, когда речь заходит о надувных лодках из ПВХ. Действительно, с одной стороны все так и есть – чем надувная лодка больше – тем она лучше. Лучше ведет себя на воде, более устойчива и просторна и так далее и тому подобное. Но вместе с этим - чем больше надувная лодка по длине, тем меньше в ней остается её основных преимуществ. Больше вес, больше размер в упакованном виде, больше времени и сил занимает цикл её сборки-разборки и опять-таки так далее и тому подобное. 
Так, комплект мотор + надувная лодка длиной от 360 уже не помещается в багажник легкового седана, а упакованную надувную лодку длиной от четырех метров и более уже с трудом можно хранить в период межсезонья на излюбленном российскими рыбаками месте - балконе. Не говоря уже об антресолях. Да и вес комплекта лодки длиной от 3.8 метра с мотором максимально разрешенной мощности уже вплотную приближается, как сейчас модно говорить, к психологической отметке в один центнер. 
       Но это крайности. А если говорить предметно, то подавляющее большинство пользователей предъявляют примерно следующие требования к своему средству передвижения по воде: 
- Не тяжело было переносить и собирать-разбирать лодку одному.  
- Иногда можно было выйти на воду вдвоем с товарищем. А так же  разместить в лодке необходимые для рыбалки или похода вещи.
- Можно было повесить (уже имеющийся или в перспективе купленный) небольшой подвесной лодочный мотор мощностью до 3,5 л.с.
Конечно, у каждого имеются свои требования при выборе надувной лодки, но здесь собраны самые типичные и наиболее часто встречающиеся запросы. 
Исходя из личного опыта, на этот вопрос можно ответить однозначно – минимальной длиной лодки с учетом этих требований является 280 см.
 Почему именно так? Начнем по порядку:
- Надувные лодки этого размера, как правило, имеют вес в пределах 18 – 24 кг. и упаковываются в удобную сумку-рюкзак. Что в свою очередь делает их пригодными для переноски на довольно большие дистанции даже пешим порядком. Но здесь нужно оговориться, что речь идет только о моторно-гребных лодках с навесным транцем. Вес надувной моторной лодки такого же размера с жестким транцем может достигать 50 кг. а их уже так просто даже на спине не потаскаешь. Да и суда уже получаются суть разные по своему назначению. Что касается сборки – то рассматриваемые нами  моторно-гребные лодки этого размера не требуют каких-либо чрезмерных усилий. Так же как и жесткое усиленное стрингерами дно здесь не встречается. 
- Опять таки из личного опыта могу сказать, что именно размер 280 является минимально комфортным для двух находящихся в лодке взрослых людей. А если еще принять во внимание упитанность особей преимущественно мужского пола выше средней, то вообще получается без вариантов. Конечно, для совсем уж длительных переходов все равно будет тесновато, однако для этих целей и мотор и лодка должны быть другими. Но порыбачить с удочкой, донкой или на дорожку, а так же сходить в поход на один-два дня вполне для двоих хватает.
- Моторы до 3,5 л.с. вообще стоят особняком в линейке любого производителя ПЛМ и называются «малышами». Применительно к российским реалиям можно буквально в двух словах сказать следующее – для них не требуется прав и регистрации, стоят они ощутимо дешевле моторов большей мощности, топлива потребляют мало и при этом отличаются хорошей  надежностью и долговечностью. Так что многие рассматривают покупку именно такого мотора как основное средство для передвижения по воде. 
Так, с учетом всех озвученных и рассмотренных факторов становится очевидно, что минимальная длина лодки должна составлять не меньше 280 см. Ну а теперь давайте посмотрим, что предлагают нам производители надувных лодок в этом размере. 
Выбор тут не то что бы широк, но присутствует. Такие модели есть у Flinc, Аква-Мастер, Hunterboat, Феникс. Но и тут все не так просто. Дело в том, что в одном размере производители могут выпускать сразу несколько модификаций лодок. Так, например, у компании Flinc есть пять различных модификаций, отличающихся между собой прежде всего типом палубы а так же наличием или отсутствием навесного транца для ПЛМ. То же самое наблюдается и у Hunterboat (семь модификаций). У Феникса их всего три, ну а Аква-Мастер стоит как бы особняком и предлагается в единственном виде и комплектации.
Как уже говорилось выше, основным отличием у лодок этого размера является тип палубы. У самых простых это просто ткань ПВХ. Следующим идут пайолы (а по факту – просто кусок фанеры) которые укладываются на пол лодки и плотно прижимаются накачанными баллонами к днищу и создают ровную жесткую площадку, на которой можно даже стоять. Редко, но еще встречается тип реечного дна. И отдельно стоят разные типы надувного дна – низкого давления (НДНД) или высокого давления (Аир-Дек). Надувное дно низкого давления по своей сути представляет собой аналог надувного матраса внутри кокпита лодки, на котором можно относительно спокойно перемещаться внутри кокпита даже стоя. Аир-Дек – это относительно новый тип палубы для надувных лодок, представляющий собой вкладку в кокпит лодки, которая при накачивании её до рабочего давления по плотности может не уступать фанере. Стоят лодки с Аир-Деком немного подороже, чем с другими типами палубы, но тем не менее удобство их использования на надувных моторно-гребных лодок небольшого размера  на мой субъективный взгляд выше, чем у других. 
Отдельно стоит тема наличия навесного транца. Для кого-то это не актуально, как и наличие ПЛМ. Ну а кто-то уже имеет или задумывается о приобретении мотора. В любом случае на надувных моторно-гребных лодках рассматриваемого нами размера 280 см. навесной транец либо входит в базовую комплектацию лодки, либо не входит. Хотя и тут есть исключение – на модели Аква-Мастер 280 есть крепление под навесной транец, но в комплект он не входит. Хотя его всегда можно приобрести отдельно. 
Кстати, многие до сих пор сомневаются в надежности такой конструкции как навесной транец. Но как показывает многолетний опыт их использования – причин для опасений нет. Если такой транец установлен правильно и лодка хорошо накачана- то с закрепленным на нем мотором ничего не случится. 
Павел Прудников


← Предыдущая статья Следующая статья →