НЕМНОГО О КЛАССИФИКАЦИИ НАДУВНЫХ МОТОРНЫХ ЛОДОК ИЗ ПВХ

НЕМНОГО О КЛАССИФИКАЦИИ НАДУВНЫХ МОТОРНЫХ ЛОДОК ИЗ ПВХ

Однажды, посетив крупный сетевой гипермаркет, в отделе с товарами для активного отдыха увидел выставленную на продажу надувную лодку из ПВХ. Не подумайте, что это стало для меня откровением – в силу специфики работы их мне приходилось видеть и раньше, но внимательное изучение нанесённых на этой лодке надписей вызвало у меня некоторое тревожное чувство, переходящее в недоумение.

Так, например, одна из них гласила, что данный товар относиться к категории «SUPER BEST», что в вольном переводе с буржуинского аглицкого говорит о том, что круче этой лодки может быть только гора Джомолунгма, да и то вряд ли. Другая же надпись сообщала, что данный товар является продуктом «высочайшего качества». Причём возможно, что я даже согласился бы не только с этими, но и другими нанесёнными на неё заявлениями, если бы она повстречалась мне (и упаси от напасти – её пришлось бы использовать по назначению!) где-нибудь на волнистом плоскогорье Центральной Африканской Республики или, скажем, в джунглях верхнего течения великой, но пока ещё не совсем русской реки Амазонки. То есть в тех местах земного шара, куда ещё не успела добраться цивилизация. Но увидеть такие заявления на надувной лодке в Санкт – Петербурге… Городе, который является признанной отечественной столицей пневматического судостроения – всё это заставило меня, сначала вволю отсмеявшись - крепко задуматься.

Действительно, на сегодняшний день на рынке маломерного пневматического судостроения сложилась такая ситуация, что каждый из множества производителей надувных лодок из ПВХ назначает свои собственные стандарты на свою продукцию. Причём в большинстве случаев, если следовать этим стандартам получается, что лучшими и самыми правильными лодками для пользователя являются те, чей буклет или интернет - сайт он просматривает в данный момент своего времени. Из этого, в свою очередь получается, что как такового единого стандарта для разных типов надувных судов не просто не существует!

Так, если с судами с жёстким корпусом всё более – менее ясно и их всегда можно идентифицировать по типу обводов корпуса. Например, сказав «моногидрон», «крыло чайки» или «тримаран» сразу же становиться понятно, о чём идёт речь, то как быть с надувными лодками, которые в основной своей массе, если отбросить амбиции производителей - практически одинаковые? Это и послужило основой для того, чтобы с помощью группы профессионалов – водномоторников из компании «Лодки – Питер» создать единую универсальную классификацию для всех выпускающихся в России и привозимых к нам из-за рубежа надувных моторных лодок из ПВХ стандартной компоновки. Так как надувные катамараны, тримараны и другие необычные и зачастую экспериментальные маломерные суда все же лучше вывести в отдельную категорию концепт – ботов. Целью создания этой классификации стала уверенность, что она поможет пользователям лучше ориентироваться при выборе данной продукции.

За основу классификации мы взяли стандартную комплектацию и конечную стоимость надувных моторных лодок, и разделили её на пять основных групп:

1. «ЭКОНОМ» - эта категория открывают нижний порог цен на данную продукцию. Низкая стоимость обусловлена тем, что такие лодки имеют минимальную базовую комплектацию. В стандартный набор входят два весла, помпа и ремкомплект.
- Палуба может быть выполнена в виде реечного настила, стланей, пол – книжкой соединенный лентой ПВХ или Н-образным профилем.
- Ручки для переноски выполнены из пластика или мягкими, из ткани ПВХ.
- Леера вдоль борта имеют номинальное значение и составляют один – два прохвата верёвки.
- Минимально допустимое значение диаметра баллона и размер кокпита.
- Какие – либо удобства для водителя и пассажиров отсутствуют.
- Сумка для переноски и хранения выполнена в виде мешка из ткани ПВХ или синтетики.
- Возможно отсутствие привального бруса.
- Отсутствие сливного клапана.
- Жесткий транец изготовлен из тонкой фанеры или лодка снабжается навесным транцем.
- Минимально допустимая для производства лодок плотность ткани ПВХ.
- Логотипы и шильды наносятся на саму ткань ПВХ и не являются отдельным элементом.
- Уключины для вёсел могут быть совсем простыми - в виде проушин. Как правило – лодки этой категории имеют длину - от 2 до 3.5 метров, предназначены для установки на них малосильных подвесных лодочных двигателей от 2 до 5 л.с. и исполняются из ткани ПВХ небольшой плотности.

Основное их достоинство – крайне низкая стоимость по сравнению с другими категориями.

2. «СТАНДАРТ» - лодки этой категории являются наиболее массовыми среди всех представленных в ассортименте любого магазина.
- Палуба может быть выполнена в виде фанерного пола – книжки, жёсткого пола из морской фанеры а так же пластиковых или алюминиевых пайол, оборудованных стрингерами. Или иметь надувное дно высокого (air deck) или низкого давления.
- Крепления пайол между собой выполнены с помощью металлических «папа - мама».
- Большинство лодок этой категории имеют надувной киль.
- Ручки для переноски пластиковые.
- Леера полноразмерные.
- Возможно наличие усиления нижней части на концах баллонов.
- Сумка для переноски оптимизирована для удобства пользователя.
- Банки могут иметь жёсткие или сдвижные крепления. Как правило, лодки этой категории имеют длину от 2.8 до 3.8 метров, имеют хорошие характеристики и могут использоваться под двигателями, мощность которых полностью соответствует их длине. Стоимость лодок этой категории достаточно усреднена, так что выбирать можно просто среди понравившихся моделей.

3. «ЛЮКС» - большинство моделей этой категории надувных лодок сделаны на базе «стандарта», но имеются и существенные отличия в виде добавочных опций.
- Надувной киль иметься в обязательном порядке.
- Палуба выполнена из морской фанеры или алюминиевых пайол и оборудована стрингерами. Так же может использоваться съемное надувное дно высокого или низкого давления и, что немаловажно – тип днища пользователь может выбирать и менять самостоятельно в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации.
- В носу и на транце лодки имеются металлические рымы.
- Лодка оборудована ручкой для водителя.
- Имеется усиление нижней части лодки от механических повреждений.
- Расцветка может быть не однотонной, а иметь комбинации разных цветов.
- В комплект может входить сумка – рундук под банку, а так же носовая сумка - рундук.
- Наличие усиления нижней части баллонов по всей длине лодки.
- Такие лодки могут уже в заводских условиях оборудоваться системой крепления для различных типов тентов, которые устанавливаются на надувные лодки.

Лодки категории «люкс» отличаются более высоким качеством исполнения и ПОВЫШЕННЫМ КОМФОРТОМ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ. Ценовая политика на лодки этой категории лежит на порядок выше «стандарта», но за качество, как известно – надо платить.

4. «ПРЕМИУМ» - это самая редкая и самая дорогая категория серийных надувных лодок, которая встречается в наших магазинах. Более того, даже среди множества отечественных производителей производство таких лодок освоили буквально единицы. Основными заложенными критериями у неё служат два – высокие мореходные качества и МАКСИМАЛЬНЫЕ КОМФОРТ И УДОБСТВА ДЛЯ ВСЕХ, КТО НАХОДИТЬСЯ НА БОРТУ СУДНА. На таких судах могут применяться различные решения, позволяющие ещё больше упростить их эксплуатацию – от поста дистанционного управления и мягкой надувной мебели до системы накачивания всех баллонов лодки из одного клапана и других автоматических устройств и конструкторских решений. Как правило, лодки этой категории имеют большие размеры, которые начинаются от 4 метров.

Но при этом не стоит опираться на ценовую составляющую этой категории, особенно когда речь заходит об именитых европейских производителях. Ведь в этом случае в место «премиума» есть риск приобрести обычный «стандарт».

И последняя категория.

5. «Heavy-Duty» - это словосочетание можно перевести как «сверхмощный». По факту эти лодки специально сконструированы или подготовлены для эксплуатации в тяжелых условиях. Их отличительными чертами является:
- Более плотная и износостойкая ткань ПВХ или хайполон.
- Наличие сплошного леера по всему периметру баллона.
- Штатное усиление наиболее уязвимых мест лодки (днище, нос, борта, стрингера и.т.д).
- Усиленный транец.
- Такие лодки традиционно имеют черно-красную расцветку.

Как правило, лодки Heavy-Duty производятся и приобретаются для профессионального использования в тяжелых условиях экваториального пояса или арктических экспедиций. Для личного пользования такую лодку приобретать непрактично в первую очередь из за повышенного веса а так же стоимости, которая в данном случае будет больше аналогичной по размеру лодки в полтора-два раза. Если все же рассматривать такую покупку для себя, то делать это можно только в качестве вопроса престижа ну или если вы всерьез планируете путешествия по южному берегу Северного Ледовитого океана или другие подобные экстремальные мероприятия.

Данное исследование не претендует на истину в последней инстанции, так как некоторые элементы, присущие одной категории надувных лодок могут встречаться и в других. Как более высоких, так и более низких категориях. Но это тема для отдельного исследования.

Павел Прудников


← Предыдущая статья Следующая статья →