Немного истории – надувное дно низкого давления НДНД

Немного истории – надувное дно низкого давления НДНД

Этот материал появился совершенно случайно. Подготавливая отчёт о тест-драйве лодки «Ривьера 3200 НДНД» я решил углубиться в историю надувного дна низкого давления как отдельного и самостоятельного типа пола на надувных лодках. А в результате получилась отдельная статья.

     Первые попытки установки такого пола были предприняты в те далекие и благословенные времена, когда надувные лодки делались не из ткани ПВХ, а из резины. Причем, скорее всего первыми были даже не предприятия, специализирующиеся на производстве лодок, а сами их владельцы. Делалось это просто – на дно лодки клался надувной матрас, сделанный так же из резины. На заре своего отрочества, которое пришлась как раз на годы перестройки, я ещё встречал на воде эти дивные комбинации. Потом – гораздо позже, уже в 90-х годах ХХ века на некоторых моделях «Уфимок» и «Нырков» появилось встроенное НДНД. Причем параллельно был освоен процесс выпуска родных «заводских» надувных резиновых вставок для выпускавшихся тогда резиновых же надувных лодок.

     Установка такого типа пола на гребных резиновых лодках была оправдана тем, что находится в лодке с надувным полом было гораздо приятнее, чем без него. Особенно ранней весной или поздней осенью – когда никакие шерстяные носки и войлочные стельки в резиновых сапогах не спасают от тянущего от воды холода. Но вот эпоха резиновых лодок (а это была именно эпоха, в которой жили несколько поколений рыбаков, охотников и туристов) подошла к концу и плавно сменилась эрой надувных лодок из ткани ПВХ. Первые попытки установки НДНД на надувных лодках из ткани ПВХ были предприняты так же и теми же методами, что и на резиновых лодках – то есть сначала их устанавливали исключительно на гребные модели лодок. Причем так же, как и в первом случае, лодки были уже как со встроенным надувным полом, так и с отдельными надувными вкладками типа матраса, но уже из ткани ПВХ. Но современные транцевые надувные лодки – это прежде всего полноценные маломерные суда, предназначенные для использования с подвесными лодочными моторами. Причем достаточно мощными. Но в сегменте моторных надувных лодок очень долгое время полностью и безраздельно властвовало жёсткое дно из морской фанеры со стрингерами. Которое считалось самым надёжным и целесообразным для установки на лодки размером от 3-х и более метров длинной, хотя на самом деле технология и культура производства многих отечественных производителей просто напросто не позволяли предложить иное. Но идея надувного дна для моторной надувной лодки не покидала умы производителей и эксперименты продолжали проводиться. Хотя нужно отметить, что в то время, когда наши отечественные производители работали над надувным дном низкого давления, на Западе появился принципиально новый тип пола для надувных лодок – надувное дно высокого давления (НДВД или Air-deck). Эта технология позволяет накачивать устанавливаемую в кокпит лодки надувную вкладку почти до твёрдости фанеры и получать ровный жёсткий пол лодки без дополнительных усилий. Но, тем не менее, эта технология имеет как свои преимущества, так и недостатки, о которых мы поговорим в другой раз. А сейчас вернёмся к НДНД. В поисках новых решений создавались концептуально новые модели надувных лодок с НДНД, среди которых были как хорошие, так и разные. Интересным решением стало создание надувного катамарана с НДНД, но в то же время к «разным» можно отнести попытки запустить в серийное производство модели лодок, использование которых на воде являлось источником потенциальной опасности как для здоровья, так и для жизни её владельца.

     В процессе работы над созданием НДНД для моторных надувных лодок существенное изменение приобрела и сама концепция и обоснование его производства. Так, если раньше основной его задачей было отделить тело человека от холода воды дополнительной воздушной подушкой, то в современном понимании применение надувного дна на лодках служит для уменьшения их веса и повышения удобства сборки лодки. Как уже говорилось выше – первые серьёзные моторные надувные лодки из ПВХ были снабжены фанерными пайолами, которые надёжно фиксировались в собранном состоянии металлическими стрингерами. Конструкция это надёжная, проверенная временем и самое главное – позволяющая получить внутри кокпита лодки ровный жёсткий пол, на котором можно не только ловить на спиннинг взаброс но и при желании станцевать старинный матросский танец джигу. Но не смотря на свои достоинства, пайольный пол имеет и свои недостатки, а именно – на него приходится большая часть общего веса лодки а так же собирать-разбирать жёсткий пол со стрингерами на больших лодках – удовольствие весьма сомнительное. Особенно весной и осенью, когда ткань ПВХ теряет свою эластичность при низких температурах и, пока закончишь сборку-разборку лодки, никакой рыбалки уже не захочется. Кстати именно этот факт заставляет многих владельцев надувных лодок возить их весь сезон на прицепах уже собранными. Применение надувного дна разом решает все эти проблемы. Привести надувную лодку с НДНД любого размера с помощью электропомпы в рабочее состояние можно в среднем минут за 15-20. Причем силами одного человека, которому только и нужно, что вовремя переставлять шланг электропомпы от клапана к клапану и установить вёсла и банки. То есть время и усилий на сборку-разборку такой лодки тратится гораздо меньше. То же самое и с весом – он в разы меньше, а это значит, что переносить и транспортировать такую лодку гораздо проще, чем пайольную. Но и в использовании лодок с НДНД есть свои подводные камни. Первое время производители старались делать их с имитирующим килеватость выпуклым дном, из за чего лодки получались немного валкими на воде и неустойчивыми на ходу. Так же в процессе эксплуатации была выявлена ещё одна интересная особенность этих судов – делать надувное дно научились, но вот его ремонт стал настоящей головной болью для многих. Так как зачастую даже сам производитель отказывался от ремонта повреждённого надувного дна даже своей лодки. Но со временем и эта проблема была решена и на сегодняшний день моторные надувные лодки с НДНД начинают пользоваться всё возрастающей популярностью у водномоторников. Особенно у тех, кто уже имеет опыт общения с надувными лодками с жёстким полом. А предлагаемые разными производителями решения НДНД могут служить основанием для выделения таких надувных моторных лодок в отдельный класс маломерных судов.


DSC02454.JPGDSC02457.JPG
DSC02471.JPGDSC02472.JPG
DSC02474.JPGDSC02476.JPG
DSC02479.JPGDSC02480.JPG

     Все надувные моторные лодки с НДНД, представленные в сети магазинов «Лодки-Питер» прошли внутреннее тестирование и признаны нашими специалистами мореходными, надёжными и безопасными для использования. Так же в сервис-центре «Лодки-Питер» можно произвести ремонт и тюнинг лодок с НДНД любой степени сложности.

Павел Прудников Лодки-Питер

← Предыдущая статья Следующая статья →