Сказка о том, как мы гребные лодки под мотором плавать учили (+видео)

Сказка о том, как мы гребные лодки под мотором плавать учили (+видео)

Мы в «Лодках-Питер» любим экспериментировать, потому что постоянно ищем новые решения, которые помогут сделать жизнь владельца надувной лодки более простой, а и так приятное общение с водной стихией – ещё лучше и комфортнее. Поэтому проводим опыты по внедрению новаторских идей на своих лодках и сотрудниках. Вот и на этот раз нам в голову пришла «гениальная» идея – почему изначально гребная лодка должна обязательно быть только гребной? Почему её нельзя использовать под мотором, подумали мы и началось…

В качестве поля для экспериментов был выбран один из самых популярных размеров гребных надувных лодок из ПВХ длиной 240 см. Как правило, лодки этого размера приобретают для одиночного использования на спокойных водоёмах исключительно под вёслами. Преимущества этого размера – небольшой вес комплекта от 10 до 15 килограмм, достаточно универсальный размер, позволяющий с комфортом разместится одному человеку. А если владелец без претензий – то и вдвоём. Ну и конечно же ЦЕНА этих лодок – находящаяся в пределах от 8500 руб. за самую простую до 11 000 за наиболее дорогую модель. Кроме размера большинство этих лодок объединяет ещё одно обстоятельство – отсутствие транца для установки подвесного лодочного мотора (ПЛМ). Причем многие производители даже в паспорте лодки не указывают максимально - допустимую мощность ПЛМ. А это значит, что по их авторитетному мнению двигатель туда ставить нельзя. Ну а раз нельзя, но очень хочется – это значит можно, решили мы и в порядке эксперимента снабдили несколько лодок навесными транцами для установки ПЛМ. Модификации подверглись следующие модели:

- FLINC F240L

- FORT 240

- АКВА-МАСТЕР 240

- АКВА-ОПТИМА 240

В качестве эталонного образца мы протестировали надувную лодку HUNTER 240  с уже встроенным транцем и, соответственно, более высокой ценовой категории. Это было нужно для того, чтобы понять – можно ли вообще устанавливать ПЛМ на лодки такого размера и насколько это безопасно. Оказалось – очень даже хорошо. С установленным двигателем мощностью 3.5 л.с. эта лодка шустро набрала скорость и с одним человеком на борту вышла из водоизмещающего режима. Причём места в ней, не смотря на скромный размер, оказалось достаточно как для одного, так и для двух человек. Особенно если пассажир садится не на банку, а в самый нос лодки. Да и вообще на воде эта модель показала себя с хорошей стороны. Сумка для переноски и хранения удобная, с двумя пайолами лодка на воде достаточно устойчивая ну и сборка не заняла много времени. Тем не менее с модифицированными лодками мы решили не рисковать и на тест взяли двигатель мощностью 2 л.с. и на всякий случай прихватили с собой электромотор MinnKota Endura 30.

Первым на воду был спущен FORT 240. Особенность этой лодки в том, что её нос и корма имеют значительный подъем. Для гребной лодки это, конечно, хорошо. Можно грести как вперёд, так и назад не боясь зачерпнуть воду даже при волнении. Но как оказалось, для установки бензинового ПЛМ такая конструкция не подходит. Как только в одиночку начинаешь движение под мотором, корма лодки тут же уходит вниз и ложится на воду аккурат по изгибу баллона. Опустить её при этом нет никакой возможности. Сколько не переноси вес тела ближе к носу, всё равно лодка идёт на этом самом изгибе и ничего с этим не поделать. Ощущения при этом весьма специфические, как будто управляешь не надувной лодкой, а катером на подводных крыльях. Хоть по паспорту Форт 240 является одноместной лодкой, но если находится в ней вдвоём (размер кокпита и объем баллонов это позволяют), то ситуация становится ещё интереснее. Лодка хоть и уравновешивается, но из за высоко поднятой кормы с транцем винт двигателя начинает хватать воздух с поверхности и возникает явление кавитации. Регулировки наклона двигателя никаких ощутимых результатов не дали. Но это с бензиновым ПЛМ. С электрическим лодочным мотором совсем другое дело. На нём есть возможность регулировать глубину погружения редуктора, поэтому его установка и использование не доставили никаких проблем. Под электромотором лодка идёт бесшумно и уверенно, но не быстро. Но это – особенность всех электромоторов.

Следующей спущенной на воду лодкой стала «АКВА-МАСТЕР 240». Её особенностью является то, что на ней есть штатные крепления для навесного транца, но сам транец в комплект не входит. Так же как и у Форта диаметр баллонов этой лодки составляет 36 см. что в теории позволяет использовать её с ПЛМ. Но на практике дело обстоит следующим образом. Бензиновый ПЛМ мощностью 2 л.с. на неё установить можно. Но не больше. . Всё-таки размер и общий объем лодки даёт о себе знать и при наборе двигателем оборотов выше среднего корма сильно проседает вниз. Не то, что бы существовала опасность перелива воды через корму лодки, но всё же лишняя осторожность не помешает. Если устанавливать двигатель больше 2 л.с., то как хорошо видно на видео, при полных оборотах двигателя поддон мотора практически касается поверхности воды а это может привести к весьма печальным последствиям. Таким образом эту модель надувных лодок можно рекомендовать для установки ПЛМ мощностью не больше 2 л.с. Под электромотором «АКВА-МАСТЕР 240» показала себя весьма неплохо. В этом случае на ней можно даже позволить себе такую роскошь, как бортовую посадку, что более характерно для лодок большего размера.

Ещё один участник нашего эксперимента – лодка «Аква-Оптима 240». Бензиновый ПЛМ установить на неё конечно можно… Но не нужно. Диаметр баллонов по паспорту у неё составляет 34 см. и как оказалось, эти два сантиметра дают существенную разницу с двумя выше описанными моделями. С установленным на неё бензиновым ПЛМ мощностью 2 л.с. на этой лодке можно в прямом смысле натерпеться страху. Навесной транец ведёт себя весьма непредсказуемым образом, вибрируя вместе с установленным на нём двигателем, но при этом даже на средних оборотах наблюдается сильный кормовой крен, который ещё чуть-чуть и грозится стать полноценным переворотом через транец. Даже если каким-то чудом удаётся вывести лодку из водоизмещающего режима, то её ход становится настолько непредсказуемым, что кажется, будто находишься за штурвалом «Формулы-1» на воде, а не на утлой скорлупке длиной всего лишь 240 см. Вывод – установка бензинового ПЛМ на эту модель не только не желательна, но и противопоказана. Зато использовать её как гребную или с электромотором – одно удовольствие. Это можно и нужно делать.

Ну и последний участник теста - FLINC F240L. Эта лодка имеет самый маленький диаметр баллонов из всех представленных на тесте - 32 см, поэтому помня опыт с «Аква-Оптима 240» мы даже не пытались установить на неё бензиновый ПЛМ. Эксперимент, конечно, превыше всего – но своя шкура как то роднее. Электромотор на неё установить можно, но управлять им неудобно, так как ручка управления оказывается слишком высоко. Но в качестве сугубо гребной одноместной лодки Флинк 240 – это превосходный вариант.

Итог: Наш тест показал, что некоторые модели надувных лодок с дополнительно установленным навесным транцем можно использовать с ПЛМ небольшой мощности. И на каждую из них можно установить подвесной электромотор, что позволяет успешно использовать этот комплект на спокойном водоёме.

Павел Прудников «Лодки-Питер»


← Предыдущая статья Следующая статья →