Mercury 4-stroke от 4 до 6

Mercury 4-stroke от 4 до 6

     Введённые США в 2006 году нормы по экологичности медленно, но верно переделывают наше представление о том, каким должен быть подвесной лодочный мотор. Так, если раньше большинство ПЛМ по всему миру были двухтактными, то на сегодняшний день практически все ведущие производители этой техники наращивают производство именно четырёхтактных моделей не зависимо от их мощности, которые наиболее полно отвечают достаточно жёстким экологическим нормам. Не стал исключением и такой известный бренд ПЛМ как Mercury. 

     Разница между двух и четырёхтактными ПЛМ всем давно и хорошо известна и полностью приводить её здесь не имеет смысла. Отмечу лишь основные различия – четырёхтактники более тяжёлые и неудобные при транспортировке по сравнению с двухтактными ПЛМ, но в то же время они более устойчивы на малых оборотах, вроде бы как потребляют меньше топлива, менее шумные и обладают большим моторесурсом. 

     Четырёхтактные подвесные лодочные моторы Mercury мощностью от 4 до 6 л.с. интересны тем, что это – один и тот же двигатель! Внешне они отличаются только цифрой на колпаке с указанием мощности в л.с. Но разница между ними всё же есть. И разница существенная. И заключается она в карбюраторах. Причём не просто в их настройке, а в конструкционных особенностях карбюратора для каждой отдельной модели, каждый из которых обеспечивает работу в разном диапазоне оборотов двигателя. Хотя опять-таки, внешне карбюраторы для этих моделей не имеют видимых различий. 

     К нам на тест попал двигатель мощностью 6 л.с., который был установлен на надувную моторную лодку «Ривьера 3200 НДНД» (ССЫЛКА). Вообще установка четырёхтактных ПЛМ на надувные лодки – это вопрос весьма спорный. Но как показывает практика, в основном это относится к двигателям мощностью больше 25 л.с., вес которых уже не позволяет установить их на транец лодки силами одного человека. Что касается именно Mercury, то разница с двухтактным аналогом у него отсутствует, так как в линейке двухтактных моторов этой фирмы нет 6 л.с. а имеющиеся такие же  однотипные двигатели мощностью 4 и 5 л.с. имеют сухой вес 20 кг. против 25 у четырёхтактников. Ну а что такое 25 килограмм? Это мешок картошки или большое ведро воды. То есть вес, который в состоянии поднять и перенести любой взрослый человек. Гораздо интереснее то, что получает пользователь  за лишние 5 кг. веса. И здесь есть о чём рассказать и что сравнить. Во-первых, одно из главных преимуществ четырёхтактного двигателя на мой субъективный взгляд заключается в том, что нет необходимости готовить топливную смесь бензина с маслом. В бак заливается чистый бензин. Кстати, вопрос подачи топлива на рассматриваемых нами  четырёхтактных моторах Mercury решен весьма оригинально – есть встроенный бак объемом 1.2 литра и имеется возможность подключения выносного бака с топливом (выносной бак в комплект не входит). Переключение между баками происходит вручную с помощью флажкового переключателя. Во-вторых, ещё одним несомненным  достоинством четырёхтактного двигателя по сравнению с двухтактным является его устойчивая работа на малых оборотах. Наш тест проходил в условиях Балтийского Морского Фестиваля, где в течении двух дней двигатель останавливали только для того, чтобы произвести дозаправку топливом. Всё остальное время лодка если не находилась в плавании, то стояла у пирса с двигателем, работающем на малых оборотах. Кстати, здесь проявился ещё один плюс четырёхтактников – на малых и средних оборотах работу двигателя практически не слышно. За кормой раздаётся ровное негромкое урчание, а на минимальных оборотах единственным способом определить работает двигатель или нет можно только по струе воды из системы охлаждения. Ещё один плюс – практически полное отсутствие вибрации, которая неизбежно сопровождает работу любого подвесного лодочного мотора на ходу.
      Управление двигателем стандартное и включает в себя рычаг переключения передач «реверс-нейтраль-газ», управление газом на ручке, рычаг воздушной заслонки для холодного пуска и кнопку «стоп» с разъемом для крепления страховочного шнура. Так же на панели управления находится световой индикатор давления масла, нужный для того, чтобы вовремя сигнализировать водителю о том, что уровень масла в картере опустился ниже предельно допустимого. Если это происходит, то лампочка индикатора  начинает моргать красным цветом. Холодный двигатель при закрытой воздушной заслонке заводится со второго – максимум с третьего рывка стартера. Зажигание здесь обеспечивает разрядка конденсатора, поэтому первые  рывки – это зарядка. Если двигатель горячий, то хватает и одного рывка. Встроенного топливного бака хватает на час работы двигателя. Причём расход топлива практически не зависит от режима работы двигателя.  На холостом ходу время работы будет на 10-15 минут дольше. Этот факт был выявлен нами опытным путём.  
Как уже говорилось выше – наш тестовый Mercury F6 был установлен на надувную моторную лодку «Ривьера» длиной 3.2 метра с надувным дном низкого давления, оснащённым продольными реданами для лучшей курсовой устойчивости. С одним человеком на борту мощности двигателя вполне хватает, чтобы вывести лодку такого размера в режим глиссирования. Так же лодка встает на глиссер, если вторым пассажиром является ребёнок или хрупкая девушка. Но для двух взрослых мужчин мощности двигателя уже не хватает и лодка двигается в водоизмещающем режиме, причём с весьма неплохой скоростью. Что касается двигателей меньшей мощности, то 4 силы вряд ли справятся с выходом на глиссер этой лодки, но на двигателе в 5 л.с. с минимальной загрузкой лодки это будет вполне реально. 
     Что касается возможных поломок, характерных для этой линейки  двигателей, то за статистикой мы обратились в сервисный центр компании «Лодки-Питер», который является авторизованным дилером по обслуживанию и ремонту двигателей марки Mercury. Как показал опыт наших специалистов, в основном поломки возникают по вине самих владельцев. Самой частой причиной обращения в сервисный центр является попадание масла из картера в карбюратор двигателя в результате не соблюдения условий хранения или перевозки. Но это общая известная  проблема всех четырёхтактных ПЛМ. Из механических поломок наиболее часто страдает пластиковая ручка переключения передач, которую ломают при транспортировки или прикладывают к ней  слишком много усилий при эксплуатации. На третьем месте по частоте обращения в сервис стоит плановая замена крыльчатки системы охлаждения. Очень часто пользователи теряют крышку топливного бака, и замыкает список использование некачественного бензина, что приводит к необходимости чистки и промывки топливной системы. 
Что касается каких-либо конструктивных дефектов или недоработок, то за весь период работы нашего сервисного центра не было зафиксировано ни одного обращения по гарантийному или послегарантийному ремонту этих двигателей. Так что если за мотором следить – вовремя делать ТО, менять масло в картере, смазку в редукторе и заливать хороший бензин Аи-92, то эти двигатели прослужат своему владельцу долгое время.  
Ещё одной частой причиной обращения в сервисный центр с этими двигателями служит желание владельца поменять карбюратор для увеличения мощности двигателя. Сразу можно сказать, что экономия в этом случае получается весьма сомнительная, так как в самой компании Mercury изначально предусматривали такую возможность и в итоге замена карбюратора вместе с работой с 4 л.с. на 6 л.с. выливается в сумму большую, чем если бы владелец приобретал такой двигатель максимальной мощности. Хотя если рассматривать такой подход в качестве долгосрочного вложения средств, то он может оказаться вполне оправданным. Так же на некоторых русскоязычных ресурсах сети интернет можно найти информацию о том, что на этих двигателях предусмотрен выход от генератора, позволяющий подзаряжать аккумуляторные батареи или обеспечивать электропитанием бортовую сеть судна. Такие модификации действительно существуют, но официально в Россию не поставляются. А сама информация является дословным переводом с иностранных сайтов, выполненным без должного уровня профессиональной подготовки.    
Что качается возможных вариантов использования этих двигателей исходя из их мощности, то здесь можно выделить следующие важные моменты.
1) Модель Mercury F4 подойдёт для установки в качестве основного или вспомогательного двигателя на водоизмещающее маломерное судно, для которого важна не скорость а устойчивая работа двигателя с небольшим расходом топлива.
2) Модель Mercury F5 на сегодняшний день (июнь 2015) согласно действующему законодательству РФ является двигателем максимально разрешённой мощности, которым можно управлять без удостоверения на право управления маломерным судном. Это обстоятельство автоматически делает её самой популярной среди российских водномоторников, которые устанавливают такие двигатели на маломерные суда и в том числе надувные моторные лодки, не требующие регистрации в ГИМС в качестве основного двигателя. 
3) Модель Mercury F6 подойдёт как в качестве дополнительного подруливающего двигателя на небольшое судно, так и в качестве основного двигателя для надувных лодок длиной от 2.9 до 3.3 метра. 

Ну а что касается вопроса приобретения и модернизации и обслуживания этих двигателей, то это можно сделать в сети магазинов «Лодки-Питер», нашем интернет-магазине и сервис-центре компании. 



Павел Прудников «Лодки-Питер» 

 


         

   


← Предыдущая статья Следующая статья →