Электромоторы. Часть 2

Электромоторы. Часть 2

Электромоторы. Часть 2

Применение электромоторов

          Вопрос – «для чего нужны подвесные лодочные электромоторы» очень не простой. Действительно, зачем нужны эти двигатели, если есть подвесные моторы с ДВС, которые по многим характеристикам превосходят электромоторы. Но чтобы детально разобраться в этом, нужно для начала принять за аксиому следующую информацию – они РАЗНЫЕ. Разные как  самолёт и вертолёт, как автомобиль и мотоцикл, или если мы хотим  придерживаться нашей водномоторной тематики – как катер и надувная лодка. Задача у всех лодочных двигателей одна – приводить судно в движение. Но вот подход к решению этой задачи у лодочных электромоторов и лодочных моторов с ДВС разный.

          Если углубляться в историю вопроса (а мы в «Лодки-Питер» это очень любим), то окажется, что первым подвесным лодочным мотором был как раз не бензиновый - а электрический двигатель! Действительно, первый подвесной лодочный электромотор был создан в 1880 году и продемонстрирован широкой международной публике на Всемирной выставке в Париже французом Густовом Труве в 1881 году, а небезызвестный нам Оле Эвинруд изобрёл свой первый подвесной лодочный мотор с ДВС только в 1907 году. Но, если на границе XIX – XX веков это было связано с развитием и гонкой технологий, то сегодня, в нашем XXI веке технологии позволяют успешно создавать разные типы двигателей. И, как мы увидим позднее – электрические подвесные моторы ничуть не уступают своим собратьям с ДВС, а в некоторых случаях их даже превосходят.

          Основные преимущества электромоторов:
 - Бесшумность работы
- Удобство эксплуатации
- Компактные размеры
- Малый вес двигателя
- Возможность устанавливать один и тот же двигатель на суда с разной высотой транца
- Надёжность
- Возможность ходить по сильно заросшим водоёмам
- Возможность крепления на борта или нос судна
- Для большинства лодок с электромотором не нужно получать удостоверение на право управления маломерным судном и регистрировать их в ГИМС

                 Это – основные преимущества лодочных электромоторов, каждое из которых стоит рассмотреть отдельно.

 Действительно – при работе электродвигатель практически не издаёт шума. Единственные звуки, которые слышит водитель и пассажиры в лодке с установленным электромотором – это то, как о нос и борта лодки плещутся волны. В остальном – как по волшебству лодка скользит по воде тихо и бесшумно. Так же полезным отличием подвесных электромоторов от большинства ПЛМ с ДВС (исключение – моторы специальной конструкции и мотовёсла) является их способность проходить по сильно заросшим водоёмам. Достигается это полезное качество специальной обтекаемой формой редуктора и способностью винта разрезать, а не наматывать на себя водную растительность. Ещё одно полезное свойство, которое приобретает лодка с установленным на ней электромотором – манёвренность. Так, на современных электромоторах имеется возможность одним движением руки не только моментально сбросить скорость, но и включить задний ход, что бывает очень полезно при прохождении сложных участков на некоторых водоёмах.

         Эти свойства электрических моторов по достоинству оценили любители троллинга и охотники. И если для рыбаков важно обеспечить ровное движение лодки с небольшой скоростью, то для охотников нужно  иметь возможность тихо подойти к месту охоты, причём зачастую по сильно заросшему водоёму.

          Основным преимуществом лодочных моторов с ДВС по сравнению с электрическими обычно указывают большую скорость движения судна. Действительно, если провести эксперимент и на одну и ту же лодку установить небольшой бензиновый двигатель мощностью 2 - 3.5 л.с. а потом электромотор, то окажется, что скорость движения под двигателем с ДВС окажется больше, чем с электромотором. Но это как раз является проявлением разницы, заложенной в саму концепцию развития этих двигателей. Так, если основным показателем современного подвесного лодочного мотора с ДВС является измеряемая в лошадиных силах или киловаттах мощность, то для электрических двигателей всё немного сложнее.  Основным показателем является тяговое усилие, измеряемое в килограммах или, что встречается чаще – в английских фунтах. Дополнительный показатель – это указываемый в килограммах вес судна, который способен привести в движение подвесной электромотор. Таким образом, главной задачей электромотора является обеспечить не высокую скорость, а ровное и постоянное движение судна.

        Отдельно стоит рассмотреть вопрос о способах установки подвесных лодочных электромоторов. В отличие от классических ПЛМ с ДВС установка  электромоторов предусмотрена не только на корму, но и на борт или нос судна. Причём для судов с жёстким корпусом и РИБ-ов, где в качестве маршевого двигателя используется мощные бензиновые моторы, позволяющие быстро добраться до нужного места, установка электромоторов на нос судна является боле предпочтительной. Принцип, который здесь используется, можно высказать простыми словами – «тащить легче, чем толкать». Плюс такая установка электродвигателя делает судно ещё более манёвренным. Так же интересной особенностью современных подвесных электрических лодочных моторов является возможность их установки на суда с длиной транца как S, так и L. Это достигается тем, что блок управления мотором и редуктор с электродвигателем находятся на разных частях достаточно длинной металлической штанги, глубину погружения которой можно регулировать. Как убедительно доказали тесты «Лодки-Питер» эту особенность электродвигателей можно с успехом использовать в том случае, если имеется необходимость установить двигатель на надувную лодку небольшого размера.

 Причём установка электромоторов возможна даже на гребные модели надувных лодок и всё, что для этого требуется – это обратится в сервисный центр «Лодки-Питер», где навесной транец могут установить на любую надувную лодку. Так же существует отдельный тип электромоторов, которые устанавливаются на антикавитационную пластину маршевого двигателя, но эти модели не получили массового распространения из за технической сложности их установки и неудобного управления.

         По типу управления современные подвесные лодочные электромоторы можно разделить на три основные группы:

- Электромоторы с румпельным управлением:

Это самые распространённые двигатели, управление которыми осуществляется с помощью румпеля. Румпель имеет несколько положений  скоростей для движения вперёд, нейтральное положение, при котором электродвигатель выключен, и несколько положений скоростей для движения назад. Больше никаких дополнительных рычагов и переключателей на этих двигателях нет. Длину румпеля можно легко изменить в зависимости от предпочтений владельца или ситуации.

- Электродвигатели с дистанционным управлением:

Управление электродвигателем осуществляется по радиоканалу с помощью брелка, который можно закрепить на запястье или в любом другом удобном месте.

- Управление с помощью педали:

 Не смотря на кажущуюся необычность такого решения, тем не менее, оно зарекомендовало себя исключительно с положительной стороны именно для поклонников рыбалки на спиннинг, так как оставляет свободными руки рыболова, и позволяет маневрировать судном, не отвлекаясь от ловли трофея.

                 Надёжность современных подвесных электромоторов обуславливается тем, что в них находится минимум механических деталей. По сути – они имеют необслуживаемый редуктор с электродвигателем внизу и блок управления наверху. Как говорит статистика обращений владельцев электромоторов в сервисный центр «Лодки-Питер», основной неисправностью является выход из строя электронной платы, которая управляет оборотами двигателя. Как правило, она перегорает вследствие полного погружения двигателя в воду и внутрь блока управления попадает влага. Ремонт этой неисправности занимает 15 минут и заключается в замене перегоревшей платы на новую. Так же иногда обращаются за заменой пластикового гребного винта, лопасти которого сильно повреждены о камни или иные подводные препятствия. Но винт на любых лодочных моторах – это расходный материал, а его замену на электродвигателе можно легко произвести самостоятельно.   

          Продолжение нашего исследования, посвященного подвесным  электромоторам, читайте в следующих публикациях. Тема: особенности использования и комплектация современных подвесных электромоторов.

  

Павел Прудников «Лодки-Питер»

 

  


← Предыдущая статья Следующая статья →