Электромоторы: Часть 3

Электромоторы: Часть 3


         Особенности использования и комплектация современных подвесных электромоторов.

 

         В предыдущих материалах, посвященных подвесным лодочным  электромоторам, мы достаточно подробно рассмотрели такие важные вопросы, как правовое использование и область применения этих двигателей. И нам осталось рассмотреть последний вопрос –  особенности использования и комплектация современных подвесных лодочных электромоторов. И тут есть о чём поговорить и что рассказать.

         Дело в том, что лодочный подвесной электромотор нельзя рассматривать сам по себе – это всегда комплекс из трёх незаменимых компонентов, а именно: аккумулятор, зарядное устройство и, собственно, сам электродвигатель. И все эти компоненты работают только в комплексе и только вместе.

 

         Аккумуляторы для подвесных лодочных электромоторов (АКБ)

          Пожалуй, эта часть комплекса по степени своей важности находится на уровне самого электромотора. Ведь именно от аккумулятора зависит время работы и запас хода лодки с электродвигателем.

         Причём с самого начала нужно принять за аксиому, что для подвесного лодочного электромотора нужен специальный аккумулятор.

         Для тех, кто рассчитывает использовать подвесной лодочный электромотор с автомобильным аккумулятором, спешу сказать сразу – забудьте! Причём забудьте не о самой идее (наверняка многих это предостережение не остановит и они всё равно попробуют это сделать), а об аккумуляторе. Точнее – о его дальнейшем существовании. Дело в том, что для электромоторов нужны специальные тяговые аккумуляторы, в том числе обеспечивающие возможность глубокого разряда. У автомобильных стартовых аккумуляторов совсем другая задача – кратковременно обеспечить большую силу тока, достаточную для работы стартера автомобиля. Такие аккумуляторы конструктивно не предназначены для глубокой разрядки (что неизбежно при пользовании лодочным электродвигателем), а это значит, что уже через пару выходов на воду у такого аккумулятора начнётся разрушение пластин, он перестаёт держать зарядку и его можно будет просто выкинуть.

 

         Тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов имеют большую емкость и более толстые пластины, помещённые в специальные конверты, благодаря чему они могут работать долгое время без подзарядки, до полного разряда. Стоимость таких аккумуляторов, как правило, выше стартерных. Однако при эксплуатации в качестве источника энергии для лодочного электромотора применение этого вида аккумуляторных батарей является единственным правильным решением. Так же в сети магазинов «Лодки-Питер» имеются модели АКБ, имеющие характеристики обеих разновидностей. В основном это тяговые аккумуляторы глубокого разряда, оснащённые функцией усиленного пускового тока. Такая технология называется гибридной и выгодно отличается от своих узкоспециализированных предшественников более широким спектром применения и длительным сроком службы.

         Современные АКБ для подвесных лодочных электромоторов могут различаться по маркировке и иметь обозначения GEL и AGM. Гелевые (маркировка GEL) АКБ заполнены особым электролитом, который обладает малой текучестью. Густая консистенция, внешне похожая на желе, позволяет аккумулятору полноценно работать даже в условиях качки и вибрации, неизбежных на небольших надувных лодках при движении в условиях небольшого волнения. Гелевые АКБ предназначены для работы в режиме глубокого разряда, также более быстро принимают заряд и не выделяют газов при зарядке.

         Маркировка AGM говорит о несколько ином составе электролита. Такие АКБ заполнены материалом со стекловолокнистой основой, пропитанной жидким электролитом. Данная технология, так же как и в гелевой разновидности, не позволяет текучему веществу свободно перемещаться внутри батареи, что дает возможность использовать ее в любом положении при самых сильных вибрациях. Такие аккумуляторы в основном устанавливаются на катерах для запуска двигателя внутреннего сгорания а так же для обеспечения длительной работы подвесного электродвигателя, используемого в качестве дополнительного движителя или подруливающего устройства.

         Многие современные АКБ, предназначенные для использования с подвесными лодочными электромоторами, имеют встроенный индикатор уровня зарядки, что позволяет их владельцу точно знать оставшееся время работы двигателя и оптимально рассчитывать свой маршрут с учётом возвращения на береговую базу.

         Один из самых важных показателей АКБ, на который стоит обращать внимание при выборе – это емкость, измеряемая в ампер-часах(Ah). Чем этот показатель выше – тем дольше будет работать электродвигатель. Расчёт тут очень простой, так, если на вашем электромоторе стоит отметка о том, что его максимальное энергопотребление составляет 30 Ah. А ёмкость батареи составляет 150 Ah, то среднее время работы двигателя при максимальных оборотах составит 5 часов. Для нахождения на воде это больше чем достаточно. Опытным путём нами было выявлено, что среднее время работы лодочного электромотора с маркировкой 32 Ah и АКБ ёмкостью 100 Ah составляет 5 – 6 часов в зависимости от выбранного режима хода. Так же стоит учесть тот факт, что срок службы АКБ для лодочных электромоторов измеряется не временем, а количеством циклов зарядки-разрядки. Для современных АКБ этот показатель составляет 200-300 циклов, что для среднестатистического пользователя выражается как 9-10 лет достаточно  активного использования. Так же при выборе АКБ для электромотора нужно учитывать тот факт, что их дешевые и непроверенные модификации могут являться причиной неправильной работы электродвигателя и даже выхода его из строя.

         Зарядные устройства (ЗУ) для подвесных лодочных электромоторов

         Зарядное устройство – это замыкающий элемент комплекса «электромотор – аккумулятор - зарядное устройство», без которого его функционирование невозможно. Причём выбор зарядного устройства целиком и полностью зависит от того, АКБ какого типа вы хотите видеть в качестве источника питания для электродвигателя. Но ситуация с выбором этого компонента заметно упрощается в связи с тем, что в сети магазинов «Лодки-Питер» имеется большой выбор ЗУ, которые могут заряжать различные типы АКБ для лодочных электромоторов вне зависимости от их типа. Основным параметром при выборе ЗУ служит ток заряда, измеряемый в Амперах (А). Чем он выше, тем быстрее осуществляется заряд аккумулятора. Как правило, ЗУ выпускаются с тремя значениями зарядного тока - 5, 10 и 15 Ампер. Современные модели ЗУ работают в полностью автоматическом режиме и производят заряд в несколько этапов. На первой стадии осуществляется глубокий разряд АКБ, затем следует зарядка током постоянной силы и в конце происходит дозарядка АКБ. Этот алгоритм позволяет существенно продлить срок службы аккумулятора и обеспечивает оптимальные условия для его работы. Так же наличие автоматического режима исключает перезарядку АКБ, что является необходимым условием для некоторых типов аккумуляторов для лодочных электродвигателей. Большинство моделей имеют простую световую индикацию в виде цветных лампочек, но встречаются приборы, снабжённые LED-дисплеем, где отображается наиболее полная информация о зарядке и  текущем состоянии АКБ. Как правило – полная зарядка АКБ занимает от 4 до 12 часов в зависимости от типа ЗУ и ёмкости аккумулятора.

         Дополнительный аксессуары и комплектующие для подвесных лодочных электромоторов

         Список дополнительных аксессуаров и комплектующих для подвесных лодочных моторов существенно меньше, чем для ПЛМ с двигателем внутреннего сгорания, так как комплекс «электромотор – аккумулятор - зарядное устройство» является самодостаточным. Но всё же дополнительные  полезные и нужные вещи присутствуют и здесь. Так, для двигателя будет не лишним приобрести чехол, который защитит его от возможных  механических повреждений при перевозке. Для АКБ существуют специальные коробки, которые надёжно защищают её от любых механических повреждений, которые могут возникнуть при транспортировке и использовании. Даже не смотря на то, что корпус АКБ выполнен из достаточно прочных материалов, дополнительная защита никогда не бывает лишней. Тем более, что в сети магазинов «Лодки-Питер» имеются коробки для АКБ, снабжённые индикатором уровня зарядки и выходом для подключения автомобильного прикуривателя. Так же имеет смысл приобрести дополнительные медные клеммы для АКБ, которые обеспечивают лучшую токопроводность по сравнению с алюминиевыми.

 

Павел Прудников «Лодки-Питер»

   


← Предыдущая статья Следующая статья →