Электромотор Minn Kota – инструкция по применению

Электромотор Minn Kota – инструкция по применению

        Подвесные лодочные электромоторы Minn Kota - вещь для России не новая, но и нельзя сказать, что пока очень популярная. Возможно, одна из причин этого заключается в известной поговорке – «какой же русский не любит быстрой езды», а ведь именно скорость не является сильной стороной этих двигателей. Но как говорится – лучше один раз попробовать, чем кто-то  сто один раз расскажет. Для подробного ознакомления с особенностями использования электромоторов в российских условиях мы отправляемся на рыбалку в самый центр Псковской области, где в изобилии встречаются лесные озёра и небольшие речки. Так что, принимая во внимание особенности использования электродвигателей, о которых мы рассказывали в наших предыдущих материалах (Часть 1, Часть 2, Часть 3) - эти условия для их применения можно назвать идеальными.

Золотая середина

         В качестве тестового двигателя был выбран электромотор Minn Kota Endura 32 из прокатного парка компании «Лодки-Питер». Не смотря на то, что эта модель уже снята с производства, в линейке производителя остались двигатели с маркировкой 30 и 34. А это значит, что выбранный двигатель находится ровно посередине по мощности потребляемого тока и может дать усреднённое представление сразу о двух самых популярных и доступных по цене моделях электромоторов Minn Kota, разница между которыми касается в основном только веса лодки, которую они способны привести в движение. Скоростные характеристики при установке их на надувную лодку будут примерно одними и теми же.

Лодка имеет значение

Лодка АКВА 2600, на которую предполагалось установить этот двигатель, так же была выбрана не случайно. Эта модель имеет встроенный транец, не занимает много места в сложенном виде и в комплектации с жёстким полом – книжкой позволяет на спокойной воде ловить одному человеку на спиннинг стоя взаброс.

 

…У зелёных берегов.
Где кувшинок поле,
 то ли озеро Але,
 То ли сине море.

Александрова Н.Д.

 

         В качестве «полигона» было выбрано достаточно большое по меркам Псковской области озеро Але, которое изобилует островами и протоками,  отличается неплохой глубиной (максимальная до 27 метров, средняя – 9 метров), крайне заросшими тростником берегами и затруднённым подъездом к берегу этого водоёма на автомобиле. После долгих поисков перспективного места для спуска нахожу небольшой пляж, который, по-видимому, служит  жителям близлежащих поселков чем-то вроде курорта.

         Сборка лодки не заняла много времени и после укладки необходимых для рыбалки вещей и установки двигателя можно отправляться в путь. К слову об установке – электромоторы Minn Kota устанавливаются на транец лодки точно так же, как и обычные ПЛМ, то есть затягиваются на транце струбцинами. Аккумулятор хоть и является самой весомой во всех смыслах  частью комплекса «электромотор – аккумулятор – зарядное устройство», но по сравнению с бензобаками для ПЛМ с ДВС обладает меньшим объемом, что хорошо в том случае, если электродвигатель предполагается использовать на небольшой надувной лодке вроде нашей с ограниченным пространством внутри кокпита. В нашем случае аккумулятор удобно встал впритык к транцу под задней банкой и нисколько не мешал передвижению по кокпиту лодки.

Особенности эксплуатации

         От двигателя к аккумулятору идёт гибкий кабель с разветвлением на клеммы (+) и (-) каждый из которых зажимается с помощью винтового барашка. Как показала практика – это достаточно надёжный метод фиксации и за всё время нашего теста не случилось ни одного обрыва контакта.

         У электромоторов Minn Kota есть несколько конструктивных особенностей, связанных с управлением лодки под этим двигателем. Так, у водителя существует возможность не только поднимать редуктор с винтом вверх для прохождения мелководных участков или при швартовке, как это  реализовано и у других ПЛМ, но и регулировать глубину его погружения. Это стало возможным благодаря тому, что редуктор, где собственно и располагается электродвигатель, и блок управления с румпелем соединены между собой металлической штангой, которая может двигаться вверх-вниз относительно крепления на транец лодки и фиксироваться с помощью специального винтового зажима на любом участке своей длины. На практике это выражается в том, что водитель имеет возможность  регулировать комфортную именно для него высоту румпеля. Глубина погружения редуктора при этом никак не влияет на скорость движения лодки. Регулировка скорости вращения гребного винта находится на телескопическом румпеле и имеет девять положений - 5 скоростей для движения вперёд – нейтральное положение – 3 скорости для заднего хода. Телескопическая конструкция румпеля оказалась очень удобной штукой, но об этом чуть позже. 

Рыбалка под электромоторм

         Озеро Алё – место для рыбалки весьма перспективное. А раз так – этим нужно воспользоваться. Судя по густо заросшим тростником берегам – начинать ловить можно сразу от места спуска. Но сначала нужно проверить, как ведёт себя интересующий нас двигатель. Максимальная скорость по GPS, которую удалось развить по спокойной глади озера, составила 5 км/час. Казалось бы – не так уж и много, правда? Но, с другой стороны, максимальное расстояние между островами на озере Алё по прямой составляет не больше четырёхсот метров, так что особо гонять тут просто  негде, да и незачем. Зато скорость 4 - 5 км/час (4-5 положение румпеля) обеспечивает возможность комфортной ловли на дорожку, что и было мною проделано, пока ведётся поиск перспективного места, где можно покидать спиннинг взаброс.

Как уже говорилось выше, в лодке АКВА 2600 с жёстким полом - книжкой не смотря на её небольшие размеры можно ловить стоя. Лодка устойчивая и места для одного человека в её кокпите более чем достаточно. Но на озере нет течения, поэтому, чтобы не стоять на одном месте поднимаю штангу электромотора на максимум, но так, чтобы редуктор был полностью в воде, выдвигаю телескопический румпель на полную длину и ставлю его на  первую скорость. Смысл этих манипуляций заключается в том, что в таком положении электромотором можно спокойно управлять стоя. Лодка продолжает движение со скоростью 1-2 км/час, обеспечивающей комфортную ловлю на спиннинг взаброс, как если бы вы спускаетесь вниз по течению по спокойной речке. Только в отличие от сплава здесь сохраняется возможность маневрирования. Так, если необходимо обогнуть островок растительности, подойти ближе или дальше от берега или совершить разворот, достаточно просто повернуть румпель в нужную сторону. Для того, чтобы задать нужное направление движения просто ставим лодку на курс. И всё это происходит, заметьте, без отрыва от забросов и в полной тишине.

         Процесс рыбалки с электромотором в идеале выглядит следующим образом. Идем вдоль берега на максимальных оборотах двигателя (5 скорость) и чтобы не терять времени даром – держим блесну на дорожке. Если находится  перспективное место – какая нибудь бухта с длиной дуги метров двести с приемлемой глубиной, тростником вдоль берега и виднеющейся в толще воды через поляризованные стёкла очков густой растительностью по дну, то дорожка выбирается и начинается облавливание этого места взаброс. Электромотор при этом работает на минимальных оборотах для обеспечения ровного движения с постоянной скоростью и сохранения возможности маневрирования. Или вообще останавливается,  если нужно тщательно обловить особенно интересное место. Если придерживаться этой тактики, то вопрос сравнения электрических и бензиновых лодочных моторов окажется явно не в пользу последних.

Сравнение с бензиновыми двигателями

Во-первых – если бензиновый двигатель двухтактный, то он не может длительное время работать на малых оборотах и глохнет. Во-вторых, для управления бензиновым ПЛМ необходимо каждый раз садится на банку или нагибаться. В случае с электродвигателем управление им можно осуществлять из позиции стоя, не отвлекаясь при этом от рыбной ловли. Что,  кстати, очень важно при вываживании трофея, особенно в одиночку. В-третьих, даже на минимальных оборотах лодка с бензиновым ПЛМ будет двигаться быстрее, чем с электродвигателем, который так же работает на  минимальных оборотах. С одной стороны это сравнение может показаться,  что называется «притянутым за уши», но на самом деле при облавливании перспективных мест на спиннинг минимальная скорость движения лодки и возможность оперативного маневрирования играют огромное значение. И последнее, что выгодно отличает электромотор от лодочных двигателей с ДВС – это возможность моментально перевести его из полностью выключенного состояния в режим переднего или заднего хода простым поворотом румпеля. 

                  Так же в описании к электромоторам Minn Kota есть пункт, где отдельно прописано, что эти моторы могут использоваться на густо заросших водоёмах. Подтверждаю – это действительно так. Во время тест-драйва несколько раз специально и случайно проходил над местами с водорослями. Винт этих моторов сконструирован таким образом, что не наматывает, а режет водную растительность. Даже в том случае, если водная растительность зацепляется за штангу редуктора, в большинстве случаев  длинные водоросли сначала разрезаются винтом и сами соскальзывают. Если стебли особенно твёрдые – то достаточно на несколько секунд включить задний ход и редуктор от них очищается. Обычный бензиновый ПЛМ в этих ситуациях неминуемо наматывал бы на винт огромную бороду из водорослей, для снятия которой пришлось бы поднимать редуктор из воды и очищать его вручную или даже срезать их с помощью ножа.

Время работы

         Полностью заряженного аккумулятора емкостью 100 Ah мне с избытком хватило на два дня пребывания на воде (по 3-4 часа ежедневно).

При этом половину времени двигатель работал на 1-2 скоростях при маневрировании и облавливании перспективных мест, а остальное время заняла ловля на дорожку и переходы от острова к острову на 4-5 скоростях.

Если дорожить всё время на максимальных оборотах, то емкости такого аккумулятора должно хватить на один полный день (4-5 часов) пребывания на воде.

         Не смотря на все усилия, признаюсь честно – поймать трофей во время этого выезда мне так и не удалось. Хотя было видно, что хищник исправно гоняет малька вдоль берега. Но рыбалка это вообще вещь непредсказуемая и трудно сказать, что повлияло на полное отсутствие клёва, то ли погода, то ли природа, то ли воблеры у меня были «не той системы»… Но это – уже совсем другая история.    

 

Итоги теста:

 

         - Обладатель лодки с электромотором получает новые возможности для рыбалки, недоступные для лодок, оборудованных только ПЛМ с ДВС.
         - Электромотор удобнее в управлении, чем ПЛМ с ДВС.
         - Электромотор + аккумулятор + зарядное устройство гораздо удобнее перевозить и хранить, чем ПЛМ с ДВС.
         - По статистике, которую ведёт сервисный центр «Лодки-Питер», процент обращений владельцев электромоторов гораздо меньше, чем для  ПЛМ с ДВС.

  

 

Павел Прудников «Лодки-Питер»


← Предыдущая статья Следующая статья →