Выбор пола для ПВХ лодки. Жесткий или надувной?

Выбор пола для ПВХ лодки. Жесткий или надувной?

Выбор пола для ПВХ лодки. Жесткий или надувной?

Когда человек решает приобрести надувную лодку, одним из главных вопросов, которые его волнуют, является вопрос выбора типа и конструкции пола. Что предпочтительнее, НДНД или пайолы? Какие преимущества и недостатки получит любитель водного отдыха, приобретая лодку той или иной конструкции? Можно ли их вообще сравнить? Давайте разберемся... Говоря о жестком типе днища, можно выделить несколько видов настила: Слань одиночная или реечный настил весьма схожи по своей сути и часто применяются на маленьких и легких моделях ПВХ лодок. Первый вид представляет собой отдельные панели из влагостойкой фанеры, позволяющие встать в лодке. Количество сланей может варьироваться, тем самым позволяя владельцу регулировать вес лодки, а также площадь твердой поверхности пола в зависимости от потребностей. В отличие от слани, у реечного настила площадь панелей меньше, однако, их несколько и находятся они на небольшом расстоянии друг от друга, склеенные между собой тканью ПВХ. Это позволяет покрыть большую площадь кокпита. Такой тип днища легко складывается и раскладывается, имеет легкий вес (толщина фанеры, как правило, 5-6 мм). Основным отрицательным моментом выступает недостаточная продольная жесткость. Также существует вероятность травм при использовании (когда нога может провалиться между пластинами), что может стать неприятным сюрпризом для рыбака. Да и от повреждения ткани при падении острых предметов в кокпите лодки этот тип пола не обеспечит должной защиты. Все это влияет на то, что реечный настил все меньше и меньше используется производителями лодок, уступая место более практичному «полу-книжке».

img_1636-2.jpg esche_odin_avtomobil_utonul_na_baykale.jpg

Складной пайол («Пол-книжка») очень удобно и быстро устанавливается в лодку. Секции из влагостойкой фанеры склеены тканью ПВХ, но, в отличие от реечного настила, достаточно плотно прилегают друг к другу. Отличают целиковую «книжку» и частичную. Первый тип полностью закрывает пол и может иметь отверстие для кильсона, а также вырезы для установки стрингеров. Второй может состоять из двух и более секций, однако не покрывает поверхность пола до конца, оставляя часть кокпита с тканевым дном. Складной пайол улучшает продольную и поперечную жесткость лодки, а значит и улучшает ходовые характеристики при использовании мотора. На волне, из-за мягкого крепления секций, такой пол может немного «гулять» по вертикали. Добавление стрингеров в конструкцию цельной «книжки» нейтрализует этот недостаток. Толщина фанеры в таком настиле варьируется от 6 мм (чаще всего гребные лодки) и 9 мм (лодки транцевые). Этот тип пола обычно используется на моторных лодках эконом - класса.

original.jpg









Пайол с Н-образным профилем представляет собой листы фанеры, которые крепятся между собой вставкой в алюминиевый профиль. В отличие от складного пайола это наборная конструкция, однако, такой пайол, особенно в сочетании со стрингерами, значительно увеличивает в продольной и поперечной плоскости жесткость конструкции ПВХ лодки. Отрицательным моментом данного типа днища, как ни странно, также является н-образный профиль. Он тоньше по сравнению с профилем, используемым с классическим пайолом, что обеспечивает меньшую площадь соприкосновения с фанерой, а, следовательно, увеличивает нагрузку на ее края, приводя к повышенному износу. Фанера не имеет специальной металлической окантовки, а напрямую вставляется в профиль, что делает сборку такого пола одной из самых проблематичных. Толщина секций, как правило, 9 мм.

img_1636-2.jpg esche_odin_avtomobil_utonul_na_baykale.jpg

Классический пайол со стрингерами - самый распространенный тип конструкции днища. Секции могут быть как из фанеры, так и из алюминия. Используется в большинстве лодок длиной свыше трех метров. Толщина настила варьируется от 9 до 12 мм. Листы имеют алюминиевую окантовку и соединяются с помощью специальных пазов. Такой настил намного прочнее и долговечнее, чем фанера с н-образным профилем или «пол-книжка». Жесткий пайол в сочетании со стрингерами делает ПВХ лодку очень прочной конструкцией. Такие лодки обычно демонстрируют лучшие показатели мореходности. К сожалению, именно в месте установки стрингеров, днище из ПВХ наиболее подвержено трению, поэтому производителям приходится усиливать эти места дополнительным слоем ткани. Несмотря на более простой, в сравнении с Н-образным профилем, процесс сборки, этот тип пола все-таки потребует от владельца некоторой сноровки. Без должного опыта, сборка такой лодки может показаться сложной, что в сумме с немаленьким весом комплекта, периодически является определяющим фактором отказа от пайольных лодок в пользу лодок с НДНД.

img_1636-2.jpg esche_odin_avtomobil_utonul_na_baykale.jpg

А что же можно сказать о полах надувных? Лодки ПВХ с таким типом днища завоевывают все большую популярность среди российских водномоторников. Легкость сборки, меньший вес, простота транспортировки – надувное дно явилось весьма удачным изобретением, хотя и не лишенным недостатков, однако обо всем по порядку. Выделяют: Съемные полы низкого и высокого давления можно сравнить с обычными плавательными матрасами с поправкой на материал и плотность. Зачастую, они служат заменой полам фанерным. Преимущества проявляются в простоте эксплуатации, сборке и весе лодки. Из недостатков можно выделить низкую жесткость, в большинстве случаев, отсутствие киля, а также отсутствие защиты от прокола.

img_1636-2.jpg esche_odin_avtomobil_utonul_na_baykale.jpg

Интегрированное надувное дно, выполненное моноблоком с бортами, формирует не только палубную часть, но и днище, влияя тем самым на ходовые качества. Представляет собой два или более слоев материала, склеенных между собой, либо соединенных тканевыми перегородками. На некоторых моделях лодок, для придания большей килеватости днищу, перегородки делаются разной высоты, которая увеличивается к продольной оси лодки. Одним из главных преимуществ и определяющих покупку таких лодок факторов, является простота сборки лодки. Конечно, на наполнение воздухом дна уходит дополнительное время, но оно не сравнится со временем, которое тратится на установку пайол и стрингеров. Весомым плюсом является способность полов низкого давления смягчать вибрации корпуса, которые возникают при прохождении волн. Мытье таких лодок также очень простое. Оно сводится к простому ополаскиванию кокпита. Плотная воздушная прослойка пола обеспечит тепло ногам, а также послужит дополнительным отсеком, обеспечивающим защиту от затопления. Также вес собранной лодки ощутимо ниже, чем вес аналогичной лодки с фанерным полом, а грузоподъемность, при этом, всегда будет выше. Несмотря на массу достоинств, о недостатках НДНД тоже не стоит забывать. Надувной пол конструктивно не может располагаться на уровне забортной воды, тем самым уменьшая объем кокпита и поднимая центр тяжести пассажиров. Этот фактор, вкупе с мягкостью пола, вызывает определенные проблемы по удержанию равновесия в стоячем положении. Возможный пробой днища ведет к потере заложенных в конструктив лодки мореходных качеств, превращая лодку в плавательный матрас. Помимо этого, ремонт НДНД является очень непростым занятием, а попадание в него воды еще больше усложнит процесс восстановления. Это вынуждает предпринимать дополнительные меры по защите материала, из которого сделано дно. Намокание пола приводит к повышенному скольжению, поэтому такие лодки рекомендуется оснащать нескользящими ковриками. Все же время не стоит на месте и на рынке появляются производители, которые заботятся о своих потребителях, производя заводское бронирование днища гладкими и прочными привальными лентами, а также обеспечивая внутреннее покрытие полов толстыми и нескользящими покрытиями. Лодки с НДНД, которые обладают выраженной килеватостью, из-за чрезмерного водоизмещения, зачастую являются более валкими, по сравнению с лодками, обладающими фанерным дном и надувным килем. Это значит, что лодка хуже лежит на воде и, следовательно, гораздо хуже управляется. Так как лодки с НДНД имеют монолитную конструкцию, то хранятся и переносятся они в одной сумке. Таким образом, крупные модели могут вызывать неприятные проблемы при переноске.

img_1636-2.jpg esche_odin_avtomobil_utonul_na_baykale.jpg

Резюмируя выше сказанное, можно для наглядности составить сравнительную таблицу по лодкам, обладающим выраженной килеватостью (как правило, это модели от 320 см):

Тип днища
Достоинства
Недостатки
Пайол

1. Лодки с фанерными полами, как правило, дешевле своих «оппонентов».
2. Благодаря надувному килю, натяжение полов сильнее, что обеспечивает лучшую килеватость.
3. Низкий центр тяжести.
4. Полезное пространство внутри лодки больше.
5. Устойчивость внутри лодки.
6. Вес лодки обычно делится на две сумки, что благотворно сказывается на процессе транспортировки.

1. Больший вес.
2. Сложность сборки.
3. Сложность мойки и сушки.
4. Вибрация при проходе коротких волн.
НДНД

1. Простота сборки.
2. Меньший вес.
3. Смягчение вибраций корпуса.
4. Простота мытья и сушки лодки.
5. Пол, как аварийный отсек.
6. Более высокая грузоподъемность.

1. Высота кокпита меньше.
2. Недостаточная жесткость.
3. При намокании пол становится скользким.
4. Хуже управляемость.
5. Монолитная конструкция не позволяет разделить вес на несколько сумок и, чаще неудобна при транспортировке.
6. Лодки с НДНД, как правило имеют более высокую стоимость.


В данной статье мы рассмотрели несколько типов и вариантов конструкции полов, которыми могут оснащаться лодки и, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что однозначного ответа на вопрос: «Что же лучше: НДНД или пайол?» не существует, да и не может существовать. Если бы один из типов полов обладал абсолютными преимуществами, другой бы просто перестал существовать. В реальности же, и тот и другой обладают как достоинствами, ради которых люди их выбирают, так и недостатками, с которыми они готовы мириться. В любом случае, и пайол и НДНД всегда найдут своего владельца. В нашем мире все познается в сравнении, а, как известно, лучшее сравнение – это практический опыт. Если человек сомневается перед покупкой или до конца не определился в том, что ему нужно, то перед приобретением может помочь прокат лодок и моторов от нашей компании. Нахождение на воде в той или иной лодке помогут справиться с любыми вопросами и сомнениями.

Команда «Лодки-Питер».

← Предыдущая статья Следующая статья →

 


Rambler's Top100
 "Лодки Питер" - интернет магазин лодок
Разработка и комплексное продвижение сайта.