Об этом спорят любители водного отдыха уже почти двадцать лет. Давайте взвесим все «плюсы» и «минусы» обоих конструктивных решений надувной лодки.
Исторический контекст: от первых лодок к НДНД.
Первые надувные моторные лодки появились в СССР в середине семидесятых годов прошлого века. Это были «Орион-8», которые выпускались ПО «Ярославрезинотехника». По сути, это была копия польской лодки «Гриф», которая в свою очередь копировала лодки выпускаемые в капиталистических странах. О надувном днище низкого давления тогда никто и не мечтал в силу прочностных характеристик прорезиненной ткани, применяемой при изготовлении лодок исключающих давление выше 0,1 Атм.
Первые эксперименты, связанные с созданием НДНД, проводились французской компанией «Зодиак» и рядом европейских фирм в середине 1970-х годов. Здесь уместно вспомнить о работах австрийской компании Semperit (впоследствии Garbner). Собственно, в работах этой компании и были заложены основные принципы нынешнего НДНД. Как то: переменная килеватость и сочленение узла «транец-днище». Однако, в связи с тем, что прорезиненная ткань на основе каучука давление держала слабо, компании-производители ограничились выпуском небольших опытных партий.
Настоящий ренессанс НДНД случился после широкого распространения в надувном судостроении ткани ПВХ. Первую лодку с НДНД изготовили в компании «Мнев» в конце 90-х. Но данная разработка в серию не пошла. Первые массовые лодки с НДНД начала выпускать компания «Солар» уже в начале «нулевых». Сегодня практически все производители лодок ПВХ имеют в своем модельном ряду лодки с НДНД.
Сравнение решений: преимущества и недостатки.
А теперь рассмотрим преимущества и недостатки пайольных лодок и лодок с НДНД.
Пайольные лодки
Плюсы:
-
Безусловно, лучшая мореходность. За счет более низкого центра тяжести и возможности существенно уменьшить воздуходержащие конструкции в носовой части, который образуют паразитную парусность.
-
Возможность без затей прикрутить к пайолам дополнительное оборудование: рулевые консоли, жесткие кресла и пр.
-
Конструктивно заложенная защита дна изнутри лодки от повреждения острыми предметами.
Минусы:
-
Больший вес в собранном виде. Как правило, этот недостаток - он же и достоинство на лодках длиной более 3,8 м. Мореходная лодка должна иметь достаточный вес для преодоления встречной волны.
-
Сложность в сборке и разборке. Особенно в разборке: как правило приходится разбирать вечером, пайолы, хотя и сделаны из водостойкой фанеры, имеют место немного набухать от воздействия влаги.
-
Истирание ткани в местах сочленения твердого и мягкого. Впрочем, рецепт от этой проблемы знают в сервисном центре «Лодки Питер» - такие проблемные места там усиливают.
Лодки с НДНД
Плюсы:
-
Легкая сборка и разборка лодки. Достаточно приобрести электропомпу, например Браво 12 и сборка лодки занимает минут пятнадцать, причем практически без участия пользователя. Кроме того, с помощью помпы, можно упростить и разборку лодки, откачав лишний воздух. Правда, не следует этого делать на лодках старше пяти лет. Дополнительная нагрузка на швы им явно не пойдет на пользу.
-
Небольшой вес в собранном виде относительно пайольных лодок тех же размерений.
-
Возможность хранения всего комплекта лодки в одном чехле.
Минусы:
-
При длине лодки свыше четырех метров может потребоваться корректировка носовой загрузки. Особенно, если предполагаете ходить на лодке в одиночку. Лодки с НДНД любят большие компании.
-
Повышенная уязвимость надувного дна. Впрочем, во внутрь лодки прекрасно подойдут коврики EVO, а снаружи его можно дополнительно усилить в сервисном центре «Лодки Питер» специальными профилями из ПВХ.
-
Невозможность крепления напрямую к днищу дополнительного оборудования. Тем не менее, эта задача легко решается посредством приклейки дополнительных рымов и других закладных деталей на основе ПВХ.
|
Критерий
|
Лодка с НДНД (Надувное Дно Низкого Давления)
|
Лодка с Пайолом (Жесткое дно)
|
|
Комфорт при движении
|
Мягкий ход, хорошо гасит удары о волны
|
Жесткий ход, удары передаются на пассажиров сильнее
|
|
Скорость сборки
|
Быстрая (15-30 минут), особенно с электрической помпой
|
Замедленная (30-45 минут и более), требует сборки конструкции
|
|
Управляемость и устойчивость
|
Выше парусность, ниже курсовая устойчивость
на большой воде и при сильном ветре.
Сложнее даются резкие виражи
|
Отличная курсовая устойчивость и управляемость на неспокойной воде, ниже парусность
|
|
Вес и транспортировка
|
Меньший вес комплекта, компактнее в сложенном виде (одна сумка)
|
Больший вес, особенно у моделей с алюминиевым пайолом; габаритнее при перевозке
|
|
Удобство для рыбалки/охоты
|
Менее удобно для ловли стоя из-за мягкости и упругости дна
|
Идеально для рыбалки стоя, удобно размещать снасти, можно закреплять дополнительное оборудование
|
|
Прочность дна
|
Уязвимо для проколов острыми предметами (крючки, коряги)
|
Высокая устойчивость к механическим повреждениям
|
|
Простота ухода
|
Легко мыть: достаточно ополоснуть водой из ведра или шланга
|
Сложнее в обслуживании: требуется разборка и просушка пайолов, фанера может разбухать от влаги
|
Как сделать выбор: рекомендации для разных сценариев.
Исходя из плюсов и минусов, можно сформулировать следующие рекомендации:
Выбирайте лодку с НДНД, если:
-
Для вас критически важны легкость и скорость сборки/разборки.
-
Вы часто перевозите лодку в багажнике автомобиля и цените компактность.
-
Основной вид использования — прогулки по спокойным водоемам (озера, тихие реки) с семьей или друзьями.
-
Вы планируете использовать мотор малой и средней мощности (до 15-20 л.с.), так как НДНД часто позволяет выйти на глиссирование с менее мощным двигателем .
Выбирайте лодку с пайолом, если:
-
Вы — активный рыбак или охотник, для которого важно устойчиво стоять в лодке .
-
Планируете ходить по крупным водоемам с возможным волнением (большие озера, водохранилища).
-
Для вас важна максимальная прочность днища и защита от острых предметов.
-
Предполагаете устанавливать дополнительное оборудование (например, рулевую консоль, жесткие кресла) .
Заключение.
Споры между приверженцами НДНД и пайола полностью оправданы, поскольку оба типа лодок решают разные задачи. НДНД — это выбор в пользу комфорта транспортировки и скорости подготовки, в то время как пайол — это выбор в пользу устойчивости и надежности во время самой эксплуатации на воде .
Надеюсь, этот подробный разбор поможет вам принять взвешенное решение. Если вы готовы поделиться, для каких именно целей и условий вы выбираете лодку, я могу помочь сузить круг вариантов.