-
Лодки ПВХ
-
Выбор лодки по длине
-
Производители лодок (бренды)
-
Выбор лодки по вместимости
-
Моторы
-
Выбор мотора по мощности
-
Плавательное снаряжение
-
Электромоторы и аккумуляторы
-
Запчасти, аксессуары к лодкам
-
Запчасти, аксессуары к моторам
-
Б/У Товары
-
Силовая техника
-
Прокат
-
Эхолоты
-
Запчасти для ПЛМ в наличии
-
Зимние товары и техника
- Подарочные сертификаты
Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в большинстве своём носят не теоретический, а, скорее, экспериментальный характер. Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как вопрос о глиссировании надувных лодок рассматривается через призму судов с жёстким корпусом, что в результате даёт либо просто ошибочную и искажённую информацию либо откровенную ересь.
Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, для начала нужно определить самое главное, а именно - что такое «глиссирование».
Глиссирование - что это?
В учебниках по гидродинамике можно встретить вот такое определение этого понятия. «Глиссирование - это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости».
Если попытаться перевести что значит глиссер на простой и понятный язык, то получится примерно следующее.
Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счёт встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади. Но это определение опять будет верным для судов с жёстким корпусом, а не для надувных лодок, для которых самым точным определением будет следующее.
Глиссирование – это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.
Режимы движения лодки
Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:
-
водоизмещающий;
-
переходный;
-
глиссирующий.
Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на вёслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/час.
Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17- 18 км/час. При этом корма лодки может сильно проседать вниз на столько, что транец лодки с установленным на нём двигателем может оказаться на уровне воды, а нос – высоко задирается вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.
Глиссирующий режим
Когда вы вышли на глиссер, происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки.
Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жёстким корпусом при выводе их в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это путем переноса и креплением бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая её к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 метров включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.
Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то в отличие от хорошо изученных судов с жёстким корпусом здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.
Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что «для того, чтобы судно вывести на глиссер, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».
Говоря простым языком, выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг. его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причём в этот расчёт берётся всё – вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика – эта схема расчёта абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.
Что показали наши тесты?
Комплект: килевая лодка «Ривьера 3400 КОМПАКТ» (вес по-паспорту 48 кг.) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг.) + топливо (4 кг.) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг. – показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/час. Хотя следуя вышеприведённым расчетам для судов с жёстким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7.48 до 9.35 л.с.
Или вот другой пример: плоскодонная лодка АКВА 2800 ( 23 кг.) + /catalog/motors/lodochnyj-motor-mercury/2-taktnyje-motory-mercury/mercury_outboard_motor_5_m/ (20 кг.) + водитель (115 кг.). Итого общий вес 158 кг. Результат – выход на глиссирование и максимальная скорость 26.8 км/час. Хотя опять-таки следуя расчётам, мощность двигателя для этого комплекта должна находится в диапазоне от 6.32 до 7.9 л.с.
Экспериментальным путём был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ.
Расчет глиссирования
Длина лодки от 300 до 330 см. для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 4 - 6 л.с. Каждый следующий человек + 3 л.с. Пример: для выхода в режим глиссирования на надувной лодке длиной 3.2 метра и загрузкой два человека будет необходим двигатель мощностью не меньше 8 л.с. Для выхода на глиссер на лодке длиной 330 см. и загрузкой 3 человека необходим двигатель мощностью не меньше 10 л.с.
Длина лодки от 340 до 360 см. Для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек + 5 л.с. Пример: для лодки длиной 350 см. с загрузкой 2 человека – минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с. для 3-х человек на борту – 15 л.с.
Длина лодки от 380 до 400 см. – 10 л.с. для одного человека и + 5 л.с. на каждого следующего пассажира.
При длине надувной лодки свыше 400 см. рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигатели мощностью от 25 л.с.
Павел Прудников «Лодки-Питер»
- Официальная гарантия от производителя
- Скорая поставка оригинальных запчастей
- Гарантийное и послегрантийное обслуживание
- Любой ремонт - качественно и с гарантией
- Особые условия для наших клиентов
- В наличии всегда самые популярные модели лодок и моторов
- Возможен заказ редких моделей напрямую у производителя
- Обязательная двухступенчатая пневмопроверка лодок
- Обязательный пробный запуск мотора
- Официальная гарантия на технику и сервисные услуги
- Всегда безопасная покупка - заключаем договор купли-продажи
- Сезонное хранение лодок и моторов
- Пробный запуск мотора
- Прокат лодок и моторов
- Трейд-ин
- Тюнинг и усиление